Закрыть

12.07.2021.Беларусь сегодня.Добытчики «полесского угля»

Единственный в Гомельской области торфобрикетный завод работает в поселке Червоное. Полвека Житковичский торфобрикетный снабжает качественным местным топливом население, промышленные предприятия и энергетический комплекс юго-востока страны. На месторождениях в Гомельской и Минской областях работники ТБЗ ежегодно добывают порядка 140 тысяч тонн торфа, перерабатывая его в брикеты, и на 100 процентов обеспечивают ценным энергоресурсом своих постоянных потребителей.

5fa710f0f6b0428ef227865b78af35e9.jpg

Самая длинная узкоколейная железная дорога в стране ведет из поселка Червоное Житковичского района в соседнюю Солигорщину, к торфяному месторождению «Булев мох». Тепловоз ежедневно тянет на производственную площадку два голубых вагона со старателями через километры выработанных болот, затопленных, заросших травой и кустарником. Остановка среди черных барханов — точнее, это торфяные склады, которые здесь называют караванами. 

Процесс добычи разделен на этапы: сначала идет осушение и выкорчевка территории, потом «полесский уголь» снимают слоями и переворачивают для сушки на солнце, затем складируют и в течение года вагонами доставляют на завод. Заготовительный сезон длится с мая по октябрь, главное условие — отсутствие дождей, рассказывает передовик производства машинист по добыче и переработке фрезированного торфа Валерий Северин:

— Торф сохнет сутки-двое. Собираю его после валкования на тракторе в бункер. За смену — тонн 500. Каждый солнечный день на счету. Перевыполнил план — получил премию. Поэтому никто не простаивает. Нет дождя — все на заготовку сырья.

8762e4fe844f16cf41137d889968c95b.jpg

Перед тем как отправиться на завод в Червоное, фрезерный торф тестируют в лаборатории на сухость и зольность. Только потом в сердце предприятия черные горы превращаются в ценные слитки для получения тепла и энергии. В день заводчане перерабатывают 600 тонн торфа — на выходе 300 тонн торфобрикета.


Подробнее на сайте СБ Беларусь Сегодня

Вверх